Наше понимание о взаимосвязи между державой и государством хорошо характеризует случайно встреченная мной фраза: «Древнерусское государство Русь становится державой европейского масштаба». Аплодисменты и занавес. Что называется, приплыли. Мои представления о том, какие основные признаки государства и державы характерны для них, признаюсь, до недавнего времени тоже были близки к нулю. Просветление наступило после расшифровки символов и сути герба России. Принадлежит она староверу богумилу Комиссару Катару. Он просто и доходчиво объяснил, какие существовали отличия державы от государства в древней Руси. Почему русское государство было державой одновременно. И в чём суть управления государством РФ сегодня.
Сначала вернусь к фразе: «Древнерусское государство Русь становится державой европейского масштаба». В ней, как в зеркале, видна вся убогость и лживость современной исторической школы. Значит, наконец-то Русь становится державой «европейского масштаба»? Чтобы не городить подобную чушь, достаточно однажды посмотреть на карту. И вы сразу увидите «масштабные» европейские государства, которые раз пять могут разместиться на территории «карликовой» России.
Момент второй – древнерусское государство якобы становится державой. Мол, росло, росло и, наконец, доросло. Здесь у автора полностью отсутствует представление о сути и функциях государства и державы. И этот момент требует прояснения. Как вам следующее, уже моё, утверждение:
Оглавление
- 1 Древнее русское государство было одновременно державой
- 2 Основополагающие и характерные признаки державы российской
- 3 Основные признаки государства, характеризующие его
- 4 Признаки, отличающие государство в современной России
- 5 Держава – царя, государство – государево, или Как дружили основные признаки государства и державы
- 6 В чём отличие державы от государства
- 7 Как державе и государству обрести согласие
Древнее русское государство было одновременно державой
Это обстоятельство раскрыл и толково объяснил Комиссар Катар, когда рассказывал о значении геральдических символов двуглавого орла на гербе России. С деталями его откровений вы можете ознакомиться по ссылке ниже. Для нашего разговора важна двойственность образа орла на гербе России. Собственно, об этом можно было догадаться уже по двум его головам. Но вот всю глубину образа двуглавой птицы на гербе Российской Федерации раскрыл Катар.
Он с этого и начинает свой разговор о гербе России:
«Так, что же мы созерцаем на гербе России. В первую очередь державу и государство. Правая лапа орла держит державу, а левая содержит скипетр. То есть правая рука — держава, а левая рука — государство, а еще они ворона и сорока, а так же правая и левая головы орла».
То есть, Комиссар сразу говорит о том, что держава и государство – это совершенно разные понятия и их не стоит путать. Посмотрим ещё раз более внимательно на эти два символа.
Правая лапа-рука двуглавого орла держит символ державы. Герб всегда рисуют в зеркальном отражении.
Левая лапа-рука орла на гербе России с символом государства.
Основополагающие и характерные признаки державы российской
В левой лапе двуглавый орёл на гербе России держит хрупкий керамический сосуд – псикетр. Державная власть – хрупкая и требует бережного к себе отношения. На первый взгляд, это сложно увязать с её функциональными задачами и требовательным нравом. Потому как правая державная рука – это рука берущая. Её задача сводится к тому, чтобы керамический сосуд, что держит орёл когтистой лапой на гербе, был всегда полон.
В него поступают все державные доходы. Это налоги и прочие сборы от собственного населения. Плюс воинские трофеи, всевозможные отступные и контрибуции от других стран.
Державной власти подчинены все силовые и карательные структуры страны. Она защищает свой народ от врагов, она же карает его за проступки и провинности.
Держава по своему внутреннему устройству бывает разной. Это может быть самодержавие, как в царской России. Или держава с республиканской формой правления, во главе с Президентом, как в современной Российской федерации.
«Все, что заработала или отбила правая рука, она передает на хранение левой – государственной, оставляя себе только средства на содержание. Но в правой руке все права. То есть, становясь державным лицом, человек принимает венец державности – служение Родине. Например, палач это державный слуга и его жизнь регламентируется только интересами державы», — пишет Комиссар Катар.
Основные признаки государства, характеризующие его
К основному признаку любого государства – федеративного, унитарного, демократического, правового, централизованного должно относиться наличие того, чем сегодня ни одно государство в мире не обладает. Россия не исключение.
Послушайте, что говорит Катар:
«Левая, государственная рука, это рука для народа, рука дающая. Она занимается хозяйством. Во главе стоит господин распределяющий (дарящий) блага среди народа — Гос-у-дарь. Он дарит и ему дарят. Причем распределять он должен честно, по правде. Буква У в слове государь это юрода или правда».
И с сожалением добавляет: «Сейчас вместо У, стоит К – коррупция».
Только ли у нас такая проблема? Но дело даже не в коррупции. Изначальные признаки и функции государства, по которым строилась и управлялась древняя Русь, сегодня извращены до неузнаваемости.
Это у нас государственные служащие должны заботиться о народе и опекать его? Как же, дождёшься от них. Или мы не слышали эти истеричные вопли от смазливых юных чиновниц: «Вам государство ничего не должно», «Вас государство не просило рожать»? Еще как слышали. Слышали и что покрепче.
Признаки, отличающие государство в современной России
Это уже новая формация российских государственных служащих. Они цинично заимствовали у своих старших товарищей потребительское отношение к госслужбе. Им должность нужна исключительно только для того, чтобы самим вкусно есть и сладко спать. А основным качеством государственных служащих, такие и подобные им девицы при должности, сочли умение подмахивать вышестоящим коллегам по аппарату. Ни на что большее, по уровню интеллекта и образования, они просто не способны.
Вот за этим потреблядством, извините за выражение, и его аппаратными разновидностями кроется вся суть управления государством РФ на местах. И всё у наших аппаратных мальчиков и девочек сегодня окей, как они теперь выражаются. Вот только зловредный народишка мешает.
Все попытку президента Владимира Путина переломить ситуацию, а я верю в их искренность, отскакивают от чиновников, как мячик. Они стали непробиваемой и монолитной стеной. Никому не позволят разрушить свой рай на земле. Да, за одну попытку потревожить его, они готовы и президента загрызть.
А президенту не по должности увещевать и уговаривать. Дело «государя» создать условия, когда государству вернутся его исконные признаки и функции руки дающей. А что мы видим реально сегодня? Вот как суть управления государством РФ в первом десятилетии XXI века видит Комиссар Катар:
«Элиты не отдают себе отчет, что такое власть, что такое государство и что такое держава, что такое демократия. Они даже не понимают разницы между волей и свободой и не представляют что такое институт власти… В современной России… во главе управления государством встали недоучки времен лихих 90-х годов. Набравшись у тех и иных запредельной глупости, они создали невероятный перекос между государством и державой, смешав все это с властью и густо присыпав западными идеями и их экономическими моделями… А то, что сейчас в России, это разновидность гермофродита: сам оплодотворяет, сам пытается родить. В результате народ перестал уважать такую власть».
Держава – царя, государство – государево, или Как дружили основные признаки государства и державы
Комиссар Катар настаивает, что на Руси всегда существовало четкое деление на государственность и державность. Такое размежевание, более того, было краеугольным камнем всей политики внутри страны и за её пределами. В одной из своих миниатюр он обращает внимание на чередование царей с именами Иван – Василий, Василий – Иван… И объясняет:
«Василий это василевс или Царь, а Иван — это Государь или Милостью Бога. Для чего это делалось? А потому, что происходило чередование власти. При Василии — власть централизована или унитарная, а при Иване она отдавалась на места или децентрализовывалась — становилась федеральной. То есть, новый государь, вступая на Царство-Государство, заранее знал, с каким типом своей власти ему предстоит работать и не мог ослушаться ее чередования. Знали об этом и подданные, а потому никаких революций не требовалось, ведь все проходило естественно. Гайки то затягивали, то отпускали. И в этом была великая мудрость наших правителей».
С некоторой долей условности можно сказать, что царь Василий воплощал в жизни державные принципы управления страной. Иван, сменяя его, опирался на государственные институты власти. Они – эти государственные институты были куда милостивее и добрее к людям, нежели державные.
В чём отличие державы от государства
У нас же сегодня в управлении царит каша невообразимая. В собесе – государственном учреждении, стариков так и норовят послать куда подальше, например. Пожалуй старики в налоговую инспекцию – державное учреждение, так их не знают куда усадить. Держава любит дающих, а государство ненавидит берущих.
Как бы нам устроить жизнь в России так, чтобы государство, как в старину, заботилось о благе своего народа. Государственным служащим мог стать только такой человек, который искренне болеет за народ. Который готов с себя последнюю рубашку снять, чтобы помочь ближнему. Эх, мечты…
А ведь только такие люди могут достойно представлять государственную власть. Если ни один державник не может иметь голоса или представлять интересы в государстве. Тогда и государственник не имеет право на… У него вообще нет прав, одни обязанности. Для обретения прав ему нужно вступать в отношение с державой. Никакие правовые акты, а тем более законы, государственник не имеет права формулировать и издавать. А что мы видим в сегодняшней России?
«Поэтому, утверждение, что Россия правовое государство, это показатель низкого развития умственных способностей», — считает Комиссар Катар.
Потому как право – это исключительно державная прерогатива.
Как державе и государству обрести согласие
Итак, формулируя основные признаки и функции государства, надо выделить главное. Государство обязано обеспечить полноценную жизнедеятельностью державы и следить, чтобы всего у всех было в достатке. Держава, в свою очередь, обязана беречь своё государство. И направлять его развитие во благо народа.
Идеальные отношения государства и державы складываются тогда, когда руке берущей – державной есть, что и с кого взять. А руке дающей – государственной есть что раздать. И этого, что раздаёт государство, вполне достаёт народу, чтобы вести достойный образ жизни.
Комиссар Катар формулирует идеальные отношения между державой и государством несколько иначе:
«…это тогда, когда рука берущая берет столько, сколько способна раздать рука дающая. Тогда нет застоя, все движется и очищается, круговорот благ, возможностей, условий, желаний и пожеланий и т.д. находится в постоянном движении… Но если чиновники воруют у государства, то есть не передают ему всего положенного, то у нас не орлу место на гербе, а ненормально развитому бройлеру».
Остаётся надеяться, что так будет не всегда. И русское государство вновь станет державным. А для начала дядям из высоких московских кабинетов неплохо бы изучить основные признаки государства и державы древней Руси. Очень пригодилось бы. Иначе как навести порядок сегодня в стране?
PS.
Рекомендую интересующимся вопросом устройства державного государства древней Руси — Служилые люди: думные чины, придворный чин, московские чины…