Вы знаете, время казни как выбирали в древние времена на Руси? А это был целый ритуал со своими неизменными правилами. Оказывается, палачи старались предать казни и ввести на эшафот, приговоренного к смерти преступника, не в любое время суток. Был в этом кровавом деле свой строгий и неизменный порядок. Потому что оно еще и праведное дело. Палачи предпочитали браться за топор или верёвку виселицы с первыми лучами солнца. Почему горемык преступников казнили утром?
Для того, чтобы проникнуться моментом казни, нам следует представить трёх её главных участников. Тогда станет понятным время казни как выбирали. И почему выбор пал именно на рассвет. А казнили преступников утром в древние времена не только на Руси, но и во всём мире. Знаменитая картина Сурикова Утро стрелецкой казни хорошая иллюстрация к нашему разговору.
Итак, перед нами судья, вынесший смертный приговор. Палач, который должен привести его в исполнение. Наконец, сам преступник – несчастная жертва приговора. Теперь представьте себе их чувства и мысли накануне казни…
«Казнь на рассвете имеет глубоко духовные корни в русском народе. Но лучше всего ее поясняет Коран, поскольку именно он сохранил эту духовность, ведь Ислам это одна из форм христианства», — пишет Комиссар Катар в своей былине.
Оглавление
Казни в древние времена приходились на утро
Катар поясняет эту мысль мудростью из Корана. В 42 аяте, 39 сурры «Толпы» сказано:
«Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, — во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока. Воистину, в этом — знамения для людей размышляющих».
Эти слова из Корана наполнены глубоким смыслом. Они о том, что во сне наши души общаются с Богом. Душа спящего человека странствует в другой – духовный мир. Разве не об этом 39 сурра? А с нашим пробуждением Всевышний «отпускает (душу) до определенного срока», которую он назначил, как дату смерти.
То есть у преступника появляется еще одна ночь для общения его души с Богом. Возможно, самого важного в его земной жизни. Спокойно спит, значит, смерть свою воспринимает, как волю Бога и не противится ей. Если приговоренный к смерти не может заснуть перед эшафотом, значит, испытывает непреодолимый страх или его мучают угрызения совести. И то, и другое говорит о его осознании тяжести своей вины. Поэтому, последняя ночь тоже может стать очищающей для его бессмертной души. Для искреннего раскаяния у него еще остаётся время до восхода солнца.
Время казни как выбирали для палача и судьи
Важна эта ночь перед казнью и для палача. Если он спал спокойно, значит, не сомневался, что утром его руками совершится правосудие. Душа, общаясь с Богом, оставалась спокойной и умиротворенной. Если же палач не спал или его мучили кошмары, утром он был вправе отказаться исполнять приговор. Потому что совесть – голос Бога подсказала ему, что тот неправедный.
Похожая ситуация и с судьей, приговорившим преступника к смертной казни. Если он безмятежно спал, у него не было угрызения совести, то приговор его справедлив. А если всю ночь маялся, не сомкнув глаз, значит, по крайней мере, сомневается в своем решении. До восхода солнца у него всегда есть возможность отменить казнь.
Другими словами, вся троица остаётся в последнюю ночь, перед приведением смертного приговора к исполнению, наедине со своей совестью – наедине с Богом. Так что время казни выбирали наши пращуры со знанием дела. Казнили в древние времена утром с большим смыслом.