Считается, что мощи святых в храмах, церквях, монастырях благотворно влияют на паству. Они помогают терпящим невзгоды, успокаивают страждущих и исцеляют немощных. Если по Москве, а тем более провинциальному городу, проносится весть, что привезли мощи святого, то посмотреть на них ломятся люди, как на эстрадную звезду. Такая реликвия является гордостью любого храма. А если вдруг нашлись святые мощи, то это событие становится эпохальным. Сегодня вы узнаете, что, на самом деле, представляют из себя мощи святых чудотворцев в храмах и монастырях. Чему поклоняются истинно уверовавшие христиане.
Старовер начётчик Комиссар Катар утверждает, что в его личной библиотеке есть книга «Курьёзы традиций», автор Л. Лаланд. Католической церковью она объявлена запрещённой. Изымалась и беспощадно уничтожалась весь XIX век. Считается сегодня не существующей. А вот предки богумила Катара сберегли один экземпляр.
Оглавление
- 1 Кто такой Л. Лаланд – автор книги «Курьёзы традиций»
- 2 Мощи святых в храмах и монастырях – это профанация
- 3 Многоголовые мощи святого Иоанна Крестителя в Сирии
- 4 Святые мощи в Москве и Афоне
- 5 Святые мощи Авраамия мученика из ваты
- 6 Святые мощи Артемия Веркольского из гвоздей и кирпича
- 7 Мощи святых князя Константина и Шуры
- 8 Святые мощи Сергия Радонежского, изъеденные молью
- 9 Сгнившие мощи святого Дмитрия Ростовского
- 10 Как плодились мощи святых в монастырях и храмах
Кто такой Л. Лаланд – автор книги «Курьёзы традиций»
Прежде чем говорить о том, чем книга не угодила церковникам, стоит несколько слов сказать об авторе.
Сегодня вы не найдёте упоминания о Л. Лаланде и его биографии. Вымарали человека из истории. Между тем, это известный человек своего времени. Его имя вписано золотыми буквами в астрономию.
Жозеф Жером Лефрансуа де Лаланд (фр. Joseph Jеrоme Lefranсois de Lalande; 11 июля 1732, Бург-ан-Бресс, недалеко от Лиона, Франция — 4 апреля 1807, Париж, Франция) — французский астроном, укрывшийся за псевдонимом Л. Лаланд.
Лаланд в конце XVIII века провёл наблюдения 50 тысяч звёзд. Они были помещены в каталог, известный под заглавием «Французская небесная история» (фр. «Histoire c;leste fran;aise»). Его имя внесено в список величайших учёных Франции. Этот список вы можете увидеть на первом этаже Эйфелевой башни. Он был даже иностранным почётным членом петербуржской академии наук.
Как видите, Л. Лаланде – и учёный серьёзный и человек авторитетный. Такому можно доверять.
Мощи святых в храмах и монастырях – это профанация
За что же труд Л. Лаланде угодил в индекс запрещённых церковью книг? Все банально просто. Со свойственной астрономам скрупулёзностью, он исследовал все святые мощи, хранящиеся в монастырях и храмах Европы. И пришёл к шокирующему даже для самого себя выводу. Мощи святых в храмах и монастырях – это, чаще всего, чистой воды профанация.
Свою известную книгу Л. Лаланд написал во времена Наполеона. Тогда во Франции процветало вольнодумство и власти не очень чтили католическую церковь. «Курьезы традиций» стали настоящей бомбой.
Оказывается, в европейских храмах и монастырях хранятся:
- 2 головы, 17 рук и ног и 5 туловищ у Андрея Первозванного,
- 20 туловищ и 26 голов у святого Юлиана,
- 3 целеньких мумифицированных пророка Илии,
- 9 мумий апостола Луки,
- 18 голов и 12 рук святого Филиппа,
- 15 рук Иоанна Златоуста,
- 13 рук святого Себастьяна,
- 30 туловищ святого Григория,
- 2 туловища, 8 голов, 6 рук и ног святой Анны,
- 30 туловищ святого Григория,
- 30 туловищ святого Панкратия.
- 11 указательных пальцев, 7 челюстей, 9 рук и 7 голов Иоанна Крестителя.
В честь обретения каждой головы Крестителя в православной и католической церкви были установлены особые праздники.
Многоголовые мощи святого Иоанна Крестителя в Сирии
О второстепенных святых и говорить не стоит. Их конечности и мощи обрели покой и почитание в невероятных количествах по всей Европе. Хоть грузовиками вывози.
Порой, дело доходит до полного абсурда. В одном из монастырей Сирии хранят детскую голова Иоанна Крестителя. А по библейскому тексту царь Ирод казнил уже взрослого Иоанна. Откуда тогда взяться детской голове? Отпала за ненадобностью одна и выросла другая? На подобные вопросы монахи отвечают, что это чудо божие. И в него можно только верить, а не рассуждать о нем.
Монахов можно понять. Ведь редкий монастырь владеет таким чудом – детской головой Иоанна Крестителя. Головами взрослого Иоанна могут похвалиться более двух десятков сирийских монастырей и храмов. А ведь по христианской легенде, тело Крестителя было сожжено вместе с отрезанной головой.
В своей книге Лаланд поражается обилию тел и голов у святых чудотворцев. Он насчитал у Бенедикта 3 тела и 4 головы, Эразма – 11 тел, Доротеи – 6 тел, Стефана – 4 тела и 8 голов, у Вильгельма – 7 тел и 10 голов, Иеронима – 2 тела, 4 головы и 63 пальца, у Юлиана – 20 тел и 26 голов и так далее в том же духе.
«Вы знаете, перечень настолько огромен, что я не в состоянии подать его полностью. А поэтому принимаю решение на публикацию книги Л. Лаланда «Курьёзы традиций» в электронном варианте на страницах мировой сети. Конечно, это займет время, но оно того стоит», — заверяет Катар.
А ещё дивят легковерных верующих мощами петуха, прокукарекавшего Петру, костями коров, приснившихся египетскому фараону, скелетом ослицы, на которой Иисус въезжал в Иерусалим… Этому чудному перечню нет конца. Например, как вам сосуд с потом святого Михаила, собранного после его борений с Дьяволом. Или чихи святого духа, коробка с последним вздохом Иисуса…
Святые мощи в Москве и Афоне
Не стоит думать, что в России с мощами святых чудотворцев и угодников дела обстоят как-то иначе. Одну голову Иоанна Златоуста православная церковь хранит в Богоявленском соборе Москвы, а вторую— в монастыре на Афоне.
Вот что писал журнала «Революция и церковь» в 1920 году в «Отчете VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов о вскрытии мощей»:
«22-го октября 1918 года, при приеме на учет богослужебного имущества Александро-Свирского монастыря, Петрозаводской губ., в литой раке, весящей более 20-ти пудов, вместо «нетленных» мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла.»
Тогда это сообщение вызвало бурю среди церковных служащих и прихожан. Людям стало интересно, что хранится в иных церковных раках и ларцах для мощей. В ряде губерний были созданы специальные комиссии. Они, в присутствии экспертов и представителей духовенства, провели 63 вскрытия хранилищ святых мощей. Вскрылись многочисленные фальсификаций со стороны служителей культа.
Серебряные гробницы, нередко украшенные драгоценными камнями, хранили, в лучшем случае, превратившиеся в пыль кости. Чаще – имитацию тел в виде обмотанных тканями железных каркасов. Или кусков ваты и окрашенные в телесный цвет куски картона.
Святые мощи Авраамия мученика из ваты
Канцелярии патриархий тоже призывают к публичному освидетельствованию и осмотру святых мощей. В «целях устранения всякого повода к глумлению и соблазну» очищают раки от таких предметов, как коробка из-под сардин, брошки с надписью «Шура» и тому подобного мусора. «Обретение» именно этих предметов в раках было документально зафиксировано в протоколах вскрытия. На них стоят подписи представителей духовенства.
В качестве примера сказанному богумил Катар приводит следующие протоколы:
« Авраамий мученик, г. Владимир 12 февраля 1919.
По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свежестью, вследствие своей плотности и белизны. Внутри черепа вата».
Святые мощи Артемия Веркольского из гвоздей и кирпича
«Мощи Артемия Веркольского, Архангельская губ. 20 декабря 1918 г.
Разделенный на 3 части гроб. В первой части вата. Во 2-й церковное облачение. В 3-й небольшой красный сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.
При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий. Некоторые монахи со словами, вот как нас до сего времени обманывали, начали снимать с себя монастырскую одежду и, бросая в угол церкви, говорили: «довольно нас дурачить». ... Одна из деревенских женщин, когда увидела то, что было найдено вместо мощей, сказала: "Я-то, дура, прошлый год приходила сюда. И, когда подходила к раке, вся дрожала от страха, думая, что здесь действительно нетленный святой. А вот тут смотри, какая дрянь наложена вместо святого».
Мощи святых князя Константина и Шуры
«Князя Константина, «чад его» Михаила и Феодора, матери Ирины, г. Муром.10 февраля 1919
Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. Но при вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головами фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью «Шура».
«Тихона Задонского, г. Задонск.28 января 1919 г.
Череп. Высохшая, превращающаяся при прикосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук и ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди — железный каркас».
Святые мощи Сергия Радонежского, изъеденные молью
«Сергия Радонежского, г. Сергиев, Московская губ.11 апреля 1919
Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.
«Кирилла Новоезерского, Белозёрск февраль 1919 г.
Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как то: носом, подбородком и т. д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей. Причем, некоторые, как то: бедренная кость, задняя часть головной коробки — сохранили свою форму, все же остальные кости превратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг».
Сгнившие мощи святого Дмитрия Ростовского
«Дмитрия Ростовского, Ростов. 26 апреля 1920
Костяк, сохранивший на туловище и конечностях некоторую часть кожи в истлевшем виде, обращающуюся в пыль. В черепе вата. Вид остатков костей ничем не отличается от обыкновенных останков сгнившего трупа».
«Питирима Тамбовского, Тамбовская губ.29 февраля 1919 г.
Металлическая кукла, ящик-футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека, створчатый, раскрывающиеся спереди и посередине в обе стороны. Внутри залитые воском кости. Восковой слепок с головы и в нём небольшие обломки теменных, затылочных и височной костей».
«Михаила Тверского, Тверь18 мая 1919 г.
Под большим количеством покровов обнаружена схима белого цвета и в ней в беспорядочном виде кости. Череп лежит с отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с ребрами. Окружавшие раку были смущены. Вокруг храма кружки прихожан. Старый крестьянин говорил: «А я верил и ходил на поклонение 18 лет».
Все эти и множество похожих протоколов, напомню, подписаны представителями патриаршей канцелярии.
Как плодились мощи святых в монастырях и храмах
В Средние века европейские алхимики и аптекари уверовали в целебные свойства порошков, приготовленных из мумифицированных останков. и для изготовления различных настоек, эликсиров. Считалось, что такое снадобье чуть ли не дарует вечную молодость. Настойки на останках святых, само собой, ценились особо.
Так торговля мощами приняла массовый характер. Она приносила серьёзный доход. Как тут было не появиться фальшивым мощам. Велик был соблазн подмены подлинных мощей на бутафорские.
Вот что говорит о фальшивых мощах святых Комиссар Катар:
«Ну, что читатель, много неожиданного ты сегодня узнал? А ведь большинство из перечисленных святых снова в обиходе церкви, и на поклон им тебя призывают. Конечно, вера это твоё личное дело и не мне тебе указывать. Да только и ты имеешь дело с человеком крепким в старой вере, не ведавшей никаких костей и тряпок. И уж тем более поклонения им».
Так что выставленные мощи святых в монастырях и храмах всего мира – это ещё тот спектакль. Что в Москве, что в Ватикане. Мощи какого святого ни возьми, никакой уверенности в их подлинности нет.