О начетчиках талмудистах слышали многие. А вот, что в православном христианстве есть свои начётчики – учёные люди известно немногим. Потому что сохранились они только среди поборников старых устоев веры в Бога Христа. Так кто такой начётчик старовер.
Мои читатели уже знакомы с таким книжным человеком Комиссаром Катаром и его былинами о славном прошлом России. И если сравнить его образ с определением из Википедии: «Начётчик у старообрядцев – человек начитанный в богословских, церковных и т. п. книгах. Человек, много читавший, но механически усвоивший прочитанное», то явно видно противоречие. Катара меньше всего можно уличить в механическом усвоении прочитанного. Напротив, он не просто знающий, а творческий человек. Полёту его мысли можно только позавидовать.
Поэтому постараемся найти ответ на вопрос кто такой начётчик у православных христиан староверов, имея перед глазами образ самого Комиссара. Он человек искренний. Ненавидит фальшь в любом виде и, шаг за шагом, в своих былинах восстанавливает истину. Покоряет и убеждает логичность его утверждений и выводов. Катар рассматривает своё творчество, как особую форму служения. Вот как он об этом говорит сам:
«Я начётчик, сиречь книжный человек и мне нет смысла вам лгать, поскольку начёт — это тоже форма служения людям, вере, родине, отечеству, отчизне... И эта служба не предполагает никакого заработка самому начётчику. Это моя судьба и мой избранный путь. Вы можете принимать или не принимать мои слова. Не суть в этом. Суть в том, что они сказаны, и я за них несу ответственность, как любой ученый несет ответственность за свои исследования. И я сознательно взял ее на себя, а значит, мне и отвечать за свои слова перед Богом».
Оглавление
Тайна начётчика старовера Катара
Есть у него и своя тайна начётчика. Она в корне противоречит приведенным выше словам из Википедии. Может ли человек стать начётчиком, изучив много духовных и мирских книг? Нет, считает Катар. Знаний для этого недостаточно. Мир богат и разнообразен. Ни одна книга не способно отобразить его во всей полноте. В них вы не найдете ответов на многие свои вопросы.
И только Святое Писание изложено так, что, если не открывает истину сразу, то направляет ищущего человека в правильном направлении. Читающий его, каждый раз находит для себя что-то новое. И этот путь бесконечен. Слова Святого Писания многогранны. А логическое построение фраз наталкивает на размышления и желание осмыслить, постичь прочитанное. А потом поделиться вновь открывшимися знаниями с братьями по вере и другими людьми.
Катар укоряет в механическом начётничестве как раз нынешних служителей церкви. Они предпочитают отвечать на вопросы верующих строками из Библии. Это нисколько не добавляет понимания у вопрошающего. Но толкователь, чаще всего, и сам не понимает истинного значения фраз из Библии.
У Катара иной подход:
«Начётчик всегда советуется со своей совестью, ведь она способ общения с Богом. Я не святее любого из вас, но я дорожу своей совестью и забочусь о своей душе, понимая все меры ответственности. Возможно, могу ошибиться — я обычный человек. Но, лгать я не буду ни себе, ни вам».